master_of_coin (master_of_coin) wrote,
master_of_coin
master_of_coin

Category:

Как маркетинговые акции исказили суть кэшбэка

кэшбэк сервисСейчас благодаря недавним агрессивным рекламным кампаниям мобильных операторов и торговых сетей почти каждый знает слово "кэшбэк". Но только вот то, что сейчас повсеместно называется кэшбэком, во многих случаях кэшбэком-то и не является. Расскажу-ка я вам о том, как маркетологи обесценили лайфхак под названием "cashback".

Несколько лет назад только лишь горстка гиков знала термин "кэшбэк" ("cashback"). Дословно "кэшбэк" - это "возврат денег", и фактически он представлял собой возврат части стоимости товара (обычно небольшой) при соблюдении определенных условий. Кэшбэк можно было получить только в интернет-магазинах, если перед покупкой зайти на специальный кэшбэк-сайт, и уже с него перейти в нужный магазин, и лишь после этого начать оформлять покупки. После передачи магазином информации о переходе, заказе и его оплате и доставке в кэшбэк-сервис сумма кэшбэка начислялась покупателю и потом становилась доступной к выводу (на банковскую карту, мобильный телефон или электронный кошелек). Следовательно, кэшбэк был вознаграждением за покупки в определенном интернет-магазине. Классическим примером такого сервиса является Letyshops. Главная особенность этого сервиса: независимо от магазина, в котором была совершена продажа, кэшбэк собирается на едином личном счете и выплачивается клиенту деньгами или в другой ликвидной форме.

Затем появились и широко распространились банковские карты, дающие вознаграждение за покупки (как в онлайн-магазинах, так и в оффлайне). При этом возвращался как фиксированный процент от всех покупок (обычно 1%), так и кэшбэк только за покупки в определенных магазинах (или стандартный возврат в обычных магазинах + повышенный процент в особых категориях, как по карте Tinkoff Black). При этом чистым кэшбэком я бы считал только карты, возвращающие именно деньги (опять же как Тинькофф), а не бонусы, мили или баллы, которые можно использовать только в узком кругу магазинов (например, бонусы "Спасибо", все виды миль, карты, привязанные к торговым сетям - "Окей Росбанк", "Пятерочка Почта банк" и "Перекресток Альфа Банк"). Хотя я активно и выгодно использую карту "Окей Росбанк", так как в этом магазине совершаю больше половины всех продуктовых покупок, но это все же не совсем "кэшбэк" в его классическом понимании.

Слово "кэшбэк" долгое время было настолько загадочным и интригующим (наверно, в силу своего иностранного происхождения и не совсем понятного смысла, обещающего какую-то выгоду), что долго жить своей жизнью оно не могло. И вот практически одновременно сразу у нескольких крупных компаний запускаются маркетинговые акции, использующие слово "кэшбэк" - в частности, у "Мегафона", "МТС" и "М-Видео".

кэшбэк деньгами

кэшбэк деньгами

кэшбэк деньгами

Хорошо видно, что, хотя все эти акции, хотя и используют слово "кэшбэк", по сути им не являются, ведь те суммы, которые возвращаются, могут буть потрачены только на покупки товаров в этом же магазине или оплату будущих услуг этой же компании (причем, как правило, в ограниченное время), то есть компания "привязывает" вас к себе этим псевдокэшбэком.

И самое главное и неприятное отличие: если классический кэшбэк позволяет экономить, то его "маркетинговая подмена" лишь стимулирует дополнительные расходы, так как заработанные привилегии можно реализовать лишь путем новых покупок - независимо от того, нужны ли они вам или нет. Так появляются истории вроде "я купил два телевизора, пусть мне второй не очень нужен, зато почти даром".

Поэтому повторю еще раз:

Что такое кэшбэк? Это возврат части суммы покупки, которую вы можете потратить любым удобным образом в удобное вам время.
Зачем нам нужен кэшбэк? Чтобы возвращать часть потраченных денег, в идеале - от каждой покупки.

Tags: кэшбэк
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Обзор детской банковской карты Tinkoff Junior

    Недавно я оформил своему тогда еще 10-летнему сыну карту Tinkoff Junior в целях развития финансовой грамотности (ее можно оформлять на детей от 7…

  • Ребрендинг Сбербанка

    Недавно Сбербанк провел ребрендинг, сменив не только логотип, но и название ("Сбербанк" превратился в "Сбер"). Шаг выглядит оправданным: компания…

  • Акция S7: мили тем, кто остается дома

    В это непростое время, когда многие компании вводят скидки и бесплатные периоды пользования на онлайн-сервисы, авиакомпания S7 сделала интересный…

promo master_of_coin september 16, 2019 06:37 3
Buy for 20 tokens
Давно я хотел написать про индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) - свой я открыл еще в начале года, но пока активно им не пользовался (ниже я объясню, почему). На самом деле ИИС - очень выгодный вариант инвестирования, и я открыл его почти сразу после открытия брокерского счета (но пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments