master_of_coin (master_of_coin) wrote,
master_of_coin
master_of_coin

Categories:

Компании - секты

компании сектыСейчас я активно ищу работу в связи с предстоящим сокращением, и, наткнувшись на интересную вакансию в достаточно известной компании, решил почитать отзывы ее сотрудников на специализированных порталах. Обычно там трудно найти объективную информацию, так как на 50% эти отзывы состоят из отзывов лентяев, которых заставили работать (порой даже читать смешно). Но можно найти и конструктивные отзывы, некоторые из которых читают даже работодатели и даже принимают соответствующие решения (вчера наткнулся на историю, когда во многих отзывах упоминался гадкий менеджер, унижавший своих подчиненных - по этим отзывам компания провела расследование и уволила его, а тем, кто уволился из-за его непрофессионализма, предложили вернуться).

Так вот, читая отзывы о компании, я наткнулся на интересную мысль: все крупные современные компании - это те же секты. Якобы в какое-то время управленцы компаний в США присмотрелись к сектам и многое у них позаимствовали.

Тут я вспомнил, что, работая в крупной международной компании на заре своей трудовой деятельности, иногда слышал такое сравнение, да и самому мне оно приходило в голову. Действительно, кроме обычной рабочей атмосферы еще присутствовала некая идеологическая платформа, которая проявлялась в корпоративной газете, информационных рассылках, мероприятиях и т.д. То же я замечал и в других компаниях (правда, в одной из компаний вместо секты мне в голову все время лезло сравнение с армией - даже не знаю, что хуже).

Нашел в Википедии признаки тоталитарной секты по версии И. Я. Кантерова, попробую сопоставить с ними то, что видел (но не буду упоминать конкретные названия организаций):

1. Сокрытие своих истинных целей.

Цель у коммерческой организации одна - достаточно взять учебник экономики и посмотреть, чем отличаются коммерческие организации от некоммерческих. Но эта цель (получение прибыли) не очень красива с нравственной точки зрения, поэтому маскируется под "миссию компании" и "ценности компании". В этих вторичных атрибутах компания якобы стремится сделать мир лучше, нести мир, добро и процветание человечеству, а ее ценности - это благополучие и развитие ее сотрудников (которые в 90% - просто расходный материал, из которых в условиях кризиса выжимают все соки, а потом с легкостью сократят, не глядя на стаж работы), удовлетвореность клиентов (тут, конечно, не поспоришь), честность в бизнесе (все мы знаем, как тяяжело в России честным компаниям).

2. Использование обманных способов вовлечения в организацию (вербовка).

Как правило, в крупные компании не так уж легко попасть, но на этапе найма уже активно внедряется корпоративная пропаганда. Ее можно увидеть и на страничке компании в HH, подумав, что эта компания станет хорошим метом работы и обеспечит сотруднику развитие.

3. Жёсткие авторитарные структуры.

Вот этот признак, по-моему, более характерен для российских менеджеров, так как для американских и европейских компаний более свойственен демократический стиль (а жесткое давление они заменяют мягким - идеологическим). Русским же ничего не остается, кроме как использовать метод "я начальник - ты дурак".

4. Слепое подчинение лидеру или организации.

В точку. Приходя в крупную компанию, сначала предстоит узнать личность Главного Буржуина (которого Вы, возможно, до этого момента и знать не знали), прочитать много историй из его жизни и чуть ли не из его детства (как про Ленина в советской школе), постоянно узнавать его мнение о происходящем в мире (и воспринимать это как ориентир). Портреты на каждом шагу не дадут Вам забыть, кому Вы обязаны своим процветанием.

5. Контролирование сознания и регламентация всех сторон жизни индивида (зомбирование).

Попав в крупную компанию, человек со временем сталкивается с таким диссонансом: с одной стороны, он узнает, что эта компания, которую он так уважал раньше, на самом деле не такая уж хорошая, честная и дорбая к сотрудникам, а с другой - видит из корпоративной пропаганды, что она на самом деле самая лучшая корпорация на земле (и все остальные корпорации ей завидуют). Обязанности по внедрению пропаганды в широкие массы лежат на специальных отделах или же на департаменте HR. Так у человека вырабатывается двоемыслие: головой он понмает одно, но вслух это говорить не очень-то принято, и приходится придерживаться определенного стиля поведения.

работа с карьерным ростом

Что вы про это думаете? Замечали признаки сект у работодателей?

Tags: другое
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo master_of_coin сентябрь 16, 2019 06:37 3
Buy for 20 tokens
Давно я хотел написать про индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) - свой я открыл еще в начале года, но пока активно им не пользовался (ниже я объясню, почему). На самом деле ИИС - очень выгодный вариант инвестирования, и я открыл его почти сразу после открытия брокерского счета (но пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments