?

Log in

No account? Create an account
 
 
20 Май 2015 @ 11:12
Учет расходов семейного бюджета: упрощенная версия  
учет расходовКак известно, первый шаг в оптимизации семейного бюджета - ежемесячный учет расходов. Казалось бы, важность этой процедуры очевидна, но на этом этапе попытки многих начать контролировать свой бюджет и останавливаются. Что же так всех пугает в учете расходов? Думаю, вся проблема в том, что очень трудно себя заставить каждый день записывать все расходы, до рубля - это кажется таким сложным, нудным и отнимающим массу времени. На самом деле это совсем не так сложно, и я вам это сейчас докажу.


Итак, дамы и господа, вашему вниманию предлагается предельно упрощенный способ учета расходов семейного бюджета!


Для ведения учета расходов вам понадобятся:
- банковская карта любого банка (с интернет-банком и/или sms-оповещением об операциях);
- самый простой телефон с функцией занесения заметок в календаре;
- компьютер и общие знания Excel, или тетрадка / блокнот;
- немного терпения, чтобы не бросить все на полпути.

А теперь по порядку:

Шаг 1. Считается, что для того, чтобы учитывать все расходы без исключения, нужно собирать чеки и постоянно их записывать в тетрадку. На самом деле можно просто расплачиваться банковской картой, и вы в любой момент сможете посмотреть историю операций в инернет-банке.

Вот так:

сбербанк карта visa
(Сбербанк)

дебетовая карта интернет
(Тинькофф Кредитные Системы)

лучшие дебетовые карты
(Автокопилка от АйМаниБанк)

Кроме того, если подключить sms-уведомление, то будут приходить sms такого вида:

"От Tinkoff
Pokupka. Karta *4394. Summa 1654.80 RUB. LETUAL KKM 1, LIPECK. 07.05.2015 20:21. Dostupno 11281.61 RUB."


Таким образом, вы избавитесь от необходимости записывать все расходы до последней цифры.

А еще - расплачиваться картами выгодно! Читаем здесь про выгодные дебетовые карты. Мне оплата картой приносит от 0,5 до 5 % от суммы платежа (и это не предел), в зависимости от используемой карты и магазина.

На всякий случай оставляем чеки - они могут пригодится для более глубокого анализа.

ВНИМАНИЕ! Снятие наличных - это не расходы! Запомните это!




Шаг 2. Есть платежи, которые не проходят по карте. В идеале их не должно быть много. Такие расходы можно просто записать в телефон, удобнее всего - заметками в календарь.
Например:

"19.05.2015. Мороженое - 70 руб.".

Само собой, вы это можете и просто писать на листочке.

Если вы оплатили по карте какую-то совместную с кем-то покупку, и человек вернул вам свою часть денег - пишем их тут же с минусом:

"19.05.2015. Возврат от Изольды за обед - 200 руб.".

То есть по карте прошло 400 руб. (обед на двоих), по кошельку - минус 200 руб., итого - 200 руб. Теперь все правильно.

На самом деле, совсем уж мелкие суммы, не влияющие на ваш бюджет, можно не записывать (например, случайный стакан кофе в кофе-автомате, если он стоит 25 руб.). Для этого установите себе порог существенности, как это называют аудиторы (например, 50 руб.). Но если вы пьете тот же кофе каждый день, то сумма выйдет существенная, можете записать ее одной строкой за месяц: кофе - 500 руб.




Шаг 3. По окончании месяца (декады, недели - как удобно) садимся и выписываем расходы из всех источников (интернет-банк или sms-оповещения, заметки в телефоне).

Нужно все выписать в один список в формате: день / магазин / сумма. Оставляем еще один столбец свободным - он нам пригодится.

Показываю в Excel. Кстати, удобно сумму ставить не внизу, а сверху - тогда, если вы закрепите шапку таблицы (команда "Закрепить области"), то она всегда будет на виду.

бюджет на месяц таблица

А теперь - в пустом столбце вписываем категории для расходов. Эти категории хорошо бы продумать заранее, но можно менять и по ходу заполнения таблицы.

Удобно привязывать один магазин целиком к одной категории - это упрощает учет (не забываем, что сейчас для нас главный критерий - простота). Например, если в супермаркете мы покупаем и продукты, и бытовую химию и даже детские товары - придумываем категорию "Продукты и бытовая химия".

Незначительные расходы можно не записывать - они пойдут в "прочие".
Вот что получилось:

семейный бюджет таблица

А теперь нужно выйти на более высокий уровень - подсчитать итоги категорий.

Тут нам поможет инструмент Excel "Сводная таблица". Владеют этим инструментом не все, поэтому показываю пошагово:
- выделяем таблицу от шапки вниз (можно захватить про запас пустых строк). Заходим в Вставка - Сводная таблица (начиная с Excel 2007).

Ставим галочку "На существующий лист", указываем ячейку где-нибудь в стороне, чтобы таблица была видна одновременно с самими расходами.

бюджет на месяц таблица

Появляется макет таблицы. Перетаскиваем поле "Категория" в "Названия строк", поле "Сумма" - в "Значения".
Получается замечательная сводная таблица!

семейный бюджет таблица

Внимание! Таблица не обновляется автоматически при изменениях в источнике данных, для этого нужно щелкнуть правой кнопкой по сводной таблице и выбрать "Обновить".

Поздравляю! Вот у нас и получился свод расходов за период по категориям!
В идеале такая работа займет в общей сложности пару часов в месяц.

Хотя такая схема и упрощенная, она позволит добиться почти всех поставленных целей:
- узнать, сколько уходит денег в месяц;
- понять, сколько денег уходит на каждую из категорий (это очень важно, так как "на глаз" это практически невозможно посчитать);
- понять, сколько уходит на обязательные расходы, а сколько - на прочие, которых можно избежать.

Если вас озадачит огромная сумма в какой-то из категорий, вы всегда можете детально изучить ее по чекам и понять, что же такого лишнего вы покупаете.

Если в какую-то категорию попали нетипичные расходы, вы всегда можете вручную перенести их в другую (например, одежду купили в супермаркете - делаем перенос в категорию "Одежда".). Это важно для анализа расходов.

Есть смысл делать выводы об уровне расходов по данным нескольких месяцев, чтобы исключить скачки расходов в отдельных месяцах. Для этого итоги по категориям нужно собирать в отдельной таблице, в которой будут суммы по месяцам.

После освоения простой схемы можно ее усложнить:
- добавить плановые показатели по категориям,
- контролировать дополнительно расходы по подкатегориям (например, выделить отдельно из супермаркетов сигареты, пиво, шоколадки, если подозреваете, что в них кроются излишние расходы).

Вот такая несложная схема.
А как вы ведете учет расходов? Предлагаю поделиться опытом.

 
 
 

Избранные записи из этого журнала

promo master_of_coin february 2, 2017 06:42 1
Buy for 20 tokens
Я тут подумал, что редко пишу о всех инструментах экономии на покупках в комплексе (только если в конкретных кейсах), а все больше про отдельные секреты. Надо исправляться - предлагаю вашему вниманию пост о правильных покупках в интернете с целью получить максимальную выгоду на основе своего опыта…
 
soxicsoxic on Май, 20, 2015 08:38 (UTC)
Веду в excel, сначала просто записываю (стараюсь ежедневно), в раз в неделю подвожу итоги. В этом деле главное регулярность, пропустил пару дней и уже не помнишь, что и как.
crazy просто  crazycrazyseo1 on Май, 20, 2015 19:54 (UTC)
Не виду но все собираюсь. А потом становится страшно
master_of_coinmaster_of_coin on Май, 20, 2015 20:00 (UTC)
Так самое главное - перебороть этот страх! А потом уже ничего не страшно.
crazy просто  crazycrazyseo1 on Май, 20, 2015 20:09 (UTC)
Нет, узнаю сколько трачу, начну экономить, фи...
clockworkheelsclockworkheels on Май, 21, 2015 06:20 (UTC)
Привет!
Доброго тебе утра!
Хорошего дня!
И настроения замечательного! ;)
master_of_coinmaster_of_coin on Май, 21, 2015 06:28 (UTC)
Спасибо!
vera_timevera_time on Май, 21, 2015 10:53 (UTC)
Вот за что люблю Эксель - все можно сделать под свои задачи и, главное, под свою логику.
Уже много лет веду в Экселе учет.
ИБ мне нравятся, но расходы все равно вбиваю каждый день, преимущественно, с чеков - мне не трудно. А в ИБ перепроверяю.
master_of_coinmaster_of_coin on Май, 22, 2015 06:19 (UTC)
ИБ - это такое дело... даже крупные компании не могут на 100% автоматизировать учет в ИБ (даже специально написанных под требования компании), все равно какая-то часть работы делается в Excel.
0k_varvarka0k_varvarka on Май, 22, 2015 06:24 (UTC)
Мне эти советы точно пригодятся!
master_of_coinmaster_of_coin on Май, 22, 2015 06:37 (UTC)
Тогда удачи Вам!

Edited at 2015-05-22 06:37 (UTC)
Ильяfausida on Май, 22, 2015 19:46 (UTC)
скинул ссылку жене )
master_of_coinmaster_of_coin on Май, 22, 2015 19:57 (UTC)
Почему все считают, что учет расходов - это женское занятие? :-)
Алекс Стах (ранее Antonij Kenzo)aleksstah on Май, 26, 2015 16:51 (UTC)
Полезный пост. Всё так и делаю кроме ексель.
Александр Захаров on Май, 11, 2016 20:41 (UTC)
+1 Куча софта, выбрать что-то под свои нужды - раз плюнуть. А эксель - прошлый век уже. Сам пользую toshl, не бесплатный, но и не перегруженный так, что надо сначала талмуды бухгалтерии читать, чтобы въехать во все ньюансы, да и под мои нужды отлично подошел.
Полина Фон Сахароваosennij_les on Июнь, 1, 2015 16:15 (UTC)
у меня приложение в телефоне
master_of_coinmaster_of_coin on Июнь, 1, 2015 16:17 (UTC)
Боюсь, под меня еще не написано приложение :-)
Полина Фон Сахароваosennij_les on Июнь, 1, 2015 16:37 (UTC)
Напиши его сам)
master_of_coinmaster_of_coin on Июнь, 1, 2015 16:38 (UTC)
Написал, но в Excel.
1pragmatist1pragmatist on Июнь, 1, 2015 18:26 (UTC)
Кризис заставит учитывать многих )
Только константа населения в 43-50% живёт одним днём и ничего считать не будет )
1pragmatist1pragmatist on Июнь, 1, 2015 18:28 (UTC)
Сколько не перепробовал программ домашней бухгалтерии Эксель это самое удобное при небольших объёмах работы.

Edited at 2015-06-01 18:28 (UTC)
master_of_coinmaster_of_coin on Июнь, 1, 2015 18:36 (UTC)
А при больших (десятки столбцов и десятки тысяч строк) - еще удобнее!
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Июнь, 18, 2015 10:55 (UTC)
Карточки - полезное зло :) .Учет расходов семейного бюдж
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Карточки - полезное зло :) .Учет расходов семейного бюджета: упрощенная версия» в контексте: [...] нал взят у в Учет расходов семейного бюджета: упрощенная версия [...]
который ЕвгенийKailovich on Февраль, 22, 2016 16:46 (UTC)
Мне очень нравится Приложение Coin Keeper.
Попробуйте в качестве учета финансов: наглядно и удобно
master_of_coinmaster_of_coin on Февраль, 22, 2016 16:54 (UTC)
Спасибо за совет. Но дело не в том, что мне не нравятся программы для смартфонов, а в том, что мне очень удобно в Excel - он мне родной.