?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 Июль 2015 @ 08:46
Компании - секты  
компании сектыСейчас я активно ищу работу в связи с предстоящим сокращением, и, наткнувшись на интересную вакансию в достаточно известной компании, решил почитать отзывы ее сотрудников на специализированных порталах. Обычно там трудно найти объективную информацию, так как на 50% эти отзывы состоят из отзывов лентяев, которых заставили работать (порой даже читать смешно). Но можно найти и конструктивные отзывы, некоторые из которых читают даже работодатели и даже принимают соответствующие решения (вчера наткнулся на историю, когда во многих отзывах упоминался гадкий менеджер, унижавший своих подчиненных - по этим отзывам компания провела расследование и уволила его, а тем, кто уволился из-за его непрофессионализма, предложили вернуться).

Так вот, читая отзывы о компании, я наткнулся на интересную мысль: все крупные современные компании - это те же секты. Якобы в какое-то время управленцы компаний в США присмотрелись к сектам и многое у них позаимствовали.

Тут я вспомнил, что, работая в крупной международной компании на заре своей трудовой деятельности, иногда слышал такое сравнение, да и самому мне оно приходило в голову. Действительно, кроме обычной рабочей атмосферы еще присутствовала некая идеологическая платформа, которая проявлялась в корпоративной газете, информационных рассылках, мероприятиях и т.д. То же я замечал и в других компаниях (правда, в одной из компаний вместо секты мне в голову все время лезло сравнение с армией - даже не знаю, что хуже).

Нашел в Википедии признаки тоталитарной секты по версии И. Я. Кантерова, попробую сопоставить с ними то, что видел (но не буду упоминать конкретные названия организаций):

1. Сокрытие своих истинных целей.

Цель у коммерческой организации одна - достаточно взять учебник экономики и посмотреть, чем отличаются коммерческие организации от некоммерческих. Но эта цель (получение прибыли) не очень красива с нравственной точки зрения, поэтому маскируется под "миссию компании" и "ценности компании". В этих вторичных атрибутах компания якобы стремится сделать мир лучше, нести мир, добро и процветание человечеству, а ее ценности - это благополучие и развитие ее сотрудников (которые в 90% - просто расходный материал, из которых в условиях кризиса выжимают все соки, а потом с легкостью сократят, не глядя на стаж работы), удовлетвореность клиентов (тут, конечно, не поспоришь), честность в бизнесе (все мы знаем, как тяяжело в России честным компаниям).

2. Использование обманных способов вовлечения в организацию (вербовка).

Как правило, в крупные компании не так уж легко попасть, но на этапе найма уже активно внедряется корпоративная пропаганда. Ее можно увидеть и на страничке компании в HH, подумав, что эта компания станет хорошим метом работы и обеспечит сотруднику развитие.

3. Жёсткие авторитарные структуры.

Вот этот признак, по-моему, более характерен для российских менеджеров, так как для американских и европейских компаний более свойственен демократический стиль (а жесткое давление они заменяют мягким - идеологическим). Русским же ничего не остается, кроме как использовать метод "я начальник - ты дурак".

4. Слепое подчинение лидеру или организации.

В точку. Приходя в крупную компанию, сначала предстоит узнать личность Главного Буржуина (которого Вы, возможно, до этого момента и знать не знали), прочитать много историй из его жизни и чуть ли не из его детства (как про Ленина в советской школе), постоянно узнавать его мнение о происходящем в мире (и воспринимать это как ориентир). Портреты на каждом шагу не дадут Вам забыть, кому Вы обязаны своим процветанием.

5. Контролирование сознания и регламентация всех сторон жизни индивида (зомбирование).

Попав в крупную компанию, человек со временем сталкивается с таким диссонансом: с одной стороны, он узнает, что эта компания, которую он так уважал раньше, на самом деле не такая уж хорошая, честная и дорбая к сотрудникам, а с другой - видит из корпоративной пропаганды, что она на самом деле самая лучшая корпорация на земле (и все остальные корпорации ей завидуют). Обязанности по внедрению пропаганды в широкие массы лежат на специальных отделах или же на департаменте HR. Так у человека вырабатывается двоемыслие: головой он понмает одно, но вслух это говорить не очень-то принято, и приходится придерживаться определенного стиля поведения.

работа с карьерным ростом

Что вы про это думаете? Замечали признаки сект у работодателей?

Метки:
 
 
 

Избранные записи из этого журнала

raketanamarsraketanamars on Июль, 30, 2015 06:37 (UTC)
Артем ты очень крутую и глубокую тему поднял этим своим постом, правда.
Я знаю это все немного изнутри так как работала (хаха) эйчаром в компании с миссией, ценностным управлением и пр. И перечитала невероятное кол-во книг, пересмотрела вебинаров и так далее. Не хочу вообще ничего говорить о той компании где я работала, потому то люблю их хоть и ушла. Но если в целом о системе я очень со многим согласна. И видимо такой подход не очень совпадал с моими ценностями, что я таки ушла (да и фриланс манил. чего уж там).
Я думаю что просто есть такие типы людей которым такой вариант подходит больше чем другим.
А вообще у меня зреет в голове пост под названием "корпоративные корпоративности", на очень близкую тему.
Но для себя я решила по максимуму от идеологических компаний держаться подальше)
Потому что мало того что тебе там работать, они норовят еще и в душу залезть. Мне ближе подход четкого разделения работа/личная жизнь. А не выкладывать фоточки с корпоратива с подписью "мы-команда, мы-семья".
master_of_coinmaster_of_coin on Июль, 30, 2015 06:47 (UTC)
Настя, спасибо за комментарий! Очень интересно узнать видение глазами HR и отношение к ценностям. И твой пост, о котором ты пишешь, тоже прочитаю с удовольствием!
silverljsilverlj on Июль, 30, 2015 06:50 (UTC)
знание умножает скорбь. ты слишком много анализируешь, просто работай с людьми, не порть отношения с руководством, и не парься насчет того что для них важно , миссия или бабло из рынка выжать. Думай в первую очередь о своих интересах, какое тебе дело до интересов компании, твоя задача исполнять свои обязанности, и если ты их исполняешь хорошо, то все остальное должно быть до 3.14зды.
master_of_coinmaster_of_coin on Июль, 30, 2015 06:52 (UTC)
На самом деле я так и делаю. Но иногда могу остановиться и задуматься, и тогда рождаются вот такие посты :-)
nnikitenkonnikitenko on Июль, 30, 2015 10:06 (UTC)
у многих замечала...Но есть такие, которые начинались, чтобы улучшить жизнь людей, а стали известными, но миссия у них осталась, за что их и любят. правда это не в России.
master_of_coinmaster_of_coin on Июль, 30, 2015 13:28 (UTC)
Более вероятно, что кто-то сначала решил реализовать американскую мечту - заработать денег, а потом уже решил немного улучшить мир :-)
sk_ekaterinask_ekaterina on Июль, 30, 2015 10:50 (UTC)
Мастер, спасибо за пост, прочла с большим интересом.

У меня был опыт работы в российском представительстве иностранной компании. Занимались оптовыми поставками бытовой техники в сетевые магазины Эльдорадо, М-Видео и им подобным, раскручивали на российском рынке новые бренды. (Между прочим, первыми вывели на российский рынок такое "чудо", как мультиварка).
Было это, правда, давно, около десяти лет назад.
Признаков секты, которые ты описал, у нас не было. О хозяине-голландце мы ничего толком не знали. Идеологии как таковой не было. Цель была одна - продавать (нормальная и понятная цель для коммерческой организации). Руководство было вполне адекватно. Корпоративные мероприятия, конечно же, были - отмечали 8 марта или Новый год всем коллективом. Но не более того. Платили достойно. В личную жизнь никто не лез.
Я бы и дальше там работала, но хозяин, по неизвестным нам причинам, решил прикрыть бизнес.

Тогда (10 лет назад), по моим наблюдениям, сектантский характер имели компании, занимающиеся сетевым маркетингом и прямыми продажами (Гербалайф, Цептор и т.п.). Из реального сектора могу назвать только ИКЕА.
Распространение компаний, построенных на принципах секты вполне объяснимо: это очень эффективный способ держать в подчинении огромную массу сотрудников и получать от них максимальную отдачу.
master_of_coinmaster_of_coin on Июль, 30, 2015 16:54 (UTC)
Да, в сетевом маркетинге сектантский стиль очень часто встречается. К Вашему списку можно добавить Амвей, Орифлейм, Фаберлик...
Кстати, если Вы смотрели фильм "Любовь и другие лекарства" - в нем фармацевтическая компания тоже очень похожа на секту.
sk_ekaterinask_ekaterina on Июль, 31, 2015 08:32 (UTC)
Филь не смотрела. Хороший?
(ко мне можно на "ты")
master_of_coinmaster_of_coin on Июль, 31, 2015 19:12 (UTC)
Мне понравился. Очень уважаю Энн Хэтэуэй как актрису, да и сюжет неплох.
На "ты" - так на "ты" :-)
0k_varvarka0k_varvarka on Июль, 30, 2015 13:35 (UTC)
не замечала такого, но информация любопытная
soxicsoxic on Июль, 30, 2015 19:59 (UTC)
Как-то моя коллега по большой четверка, сказала, что наша компания - это секта. И она права. А муж сравнивал ее с бандами Лос-Анджелеса: иерархия, разрыв в зарплате верха и низа, кто делает грязную работу, да и отношения внутри коллектива. Точно банда.
master_of_coinmaster_of_coin on Июль, 30, 2015 22:00 (UTC)
Ну, уж если PWC - секта, то уж и всем остальным, пожалуй, не стыдно :-)
soxicsoxic on Июль, 30, 2015 22:01 (UTC)
А как Вы вычислили, что PwC? Я вроде нигде прямо не писала.
master_of_coinmaster_of_coin on Июль, 30, 2015 22:03 (UTC)
Ну это же очень просто. так же, как и, например, номер школы :-)
Удивлюсь, если у нас с Вами нет общих знакомых, хотя я и никогда не работал в аудите.
soxicsoxic on Июль, 30, 2015 22:07 (UTC)
Ну номер школы совсем нетривиально, она у меня самая обычная была, физико-математическая, но в Москве таких море.
А мир финансов, да, тесен, по соцсетям сужу, обязательно всех знаю через кого-то.
slonotankslonotank on Август, 1, 2015 11:03 (UTC)
Ну, с чем-то действительно можно согласиться, но мне кажется не всё так мрачно)
master_of_coinmaster_of_coin on Август, 1, 2015 11:15 (UTC)
Нет, конечно, не мрачно, просто прослеживаются некоторые общие черты.
(Удалённый комментарий)
goodspidergoodspider on Август, 1, 2015 21:05 (UTC)
Да, замечала такое. Причем не только в крупных компаниях. Я проходила стажировку в маленькой компании, штат которой составлял только четыре человека (не включая стажирующейся меня). И они действительно подходили под описание секты. Абсолютно во всех пунктах. И так мерзко от этого было, хоть я еще и не понимала в чем дело. Поэтому, когда стажировка там закончилась и меня позвали на постоянную работу, я отказалась.
Загитова Аннаannazv77 on Август, 3, 2015 20:27 (UTC)
Признаки сект... К сожалению, замечала, да. Было дело. Только разобралась что к чему только тогда, когда приняла решение уйти и дистанцировалась эмоционально. А так всё красиво начиналось, увы.
Загитова Аннаannazv77 on Август, 3, 2015 20:46 (UTC)
И ещё что важно понимать: почему в крупных компаниях ВДРУГ появились вакансии?:-)) Из крупных компаний уходят по двум причинам: не справились с должностными обязанностями (но для этого надо не пройти испытательный срок) или... сбежали по причинам, о которых предпочитают молчать. Так что тут надо задавать прямой вопрос работодателю - ПОЧЕМУ сбежали люди, да с хороших окладов? Хотя правду вряд ли кто-то скажет. Особенно в компаниях, построенных по принципу сект:-))

Успехов в поиске работы!:-))
master_of_coinmaster_of_coin on Август, 3, 2015 21:13 (UTC)
Спасибо!
Загитова Аннаannazv77 on Август, 3, 2015 21:31 (UTC)
И никаких сект!:-)) Даже если будут горы золотые обещать. В таких компаниях выжить можно, только полностью отключив свои собственные мозги. Опыт грандиозный конечно, но лучше без таких экспериментов обойтись.
master_of_coinmaster_of_coin on Август, 4, 2015 03:20 (UTC)
Проблема в том, что почти у каждой крупной компании есть черты секты :-(
Загитова Аннаannazv77 on Август, 4, 2015 05:13 (UTC)
Черты - это одно. А когда все принципы - это, поверьте, совсем другое...
ОТКРЫТИЕlexkimdoors on Август, 29, 2015 12:57 (UTC)
Вы в списке моих друзей. Очень рад!